«Пройдя через лагеря Колымы, штрафные батальоны, протащив войну на себе как тяжкий, приросший к горбу груз, председатель вернулся домой живым и снова работал председателем в голодных послевоенных колхозах, и химера страха уже вполне уверенно жила в нём, и она была того качества и свойства, какая нужна для установления полного равновесия между властью и народным покорством. Мечтатель стал лицемерным маленьким начальником, гибкая змеевидная химера заставила его желать сытой жизни и цепляться за неё любой ценою, и эта новая ехидна существования не имела никакого продолжения от прежней мечты. Дни жизни навсегда испуганного человека, больше не верящего в возможности собственного труда, подвига и разума, были зыбкими и торопливыми, как заячий сон под кустиком, и председатель стал пить, как и весь подведомственный ему колхозный народ, привыкший к водке как к воде.»
Анатолий Ким «Отец-лес»
Ведь если смотреть под таким углом на душу человека, то он представляется не единой частицей-атомом, а некой протяженностью из прошлого в будущее. Нет никакого монолитного «я» в настоящем: в нем есть лишь «я-мгновение». Увидеть душу во всех ее истинных проявлениях и свойствах отсюда и до самого финала, можно лишь заняв позицию беспристрастного созерцателя, что, к сожалению, не дано ни одному живому существу. Взамен наше сознание способно или порождать проекции в будущее (творчество, прогноз), или вспоминать о прошлом (рефлексия, анализ). Последнее отразит лишь наличное положение дел, первое — способ изменить условия, если таковые не устраивают (назовем ее дивергентной точкой). В моем понимании это моменты, когда личность делает осознанный качественной новый выбор, вызывающий изменения во всех сферах ее жизни. Исключая биологически обусловленные кризисы возраста (они не относятся к осознанному выбору), таких точек в жизни человека достаточно. Преображаясь, человек выходит обновленным, и это уже «я-измененное», которому суждено стать новой отправной точкой событий. Время служит здесь подрамником, с натянутым на нее холстом, картина на котором будет состоять из сплошь случайных, изредка монотонных, линий.
Влюбляется, испытывает влечение, симпатию человек к другому лишь по воле собственных — «сиюминутных» относительно общей протяженности жизни — представлений. В следствие этого жалобы «я не знаю этого человека», «не знала с кем связывалась» и т.д. неизбежны. По моему мнению, никаких срывов покровов, раскрытий второй личины не происходит — изменились обстоятельства, и человек определил для себя образ действий. И даже если сам человек намерено скрывал свои черты, выразить их мешали какие-то причины, а не собственная подлость натуры. Тот же самый закон будет действовать в обратную сторону: когда человек удивляет/обескураживает благородством своего поведения.